С точки зрения спортивного медика соревновательное бальное танцевание – это спорт, а танцоры – атлеты. Элитные танцоры достигают невиданных уровней физического состояния. Для тех из вас, кто знаком с соревновательным танцеванием непонаслышке, это не новость. В эволюции любого спорта прослеживается одна тенденция: с развитием спорта растет уровень соревнований. А с уровнем соревнований растет качество тренинговых методик и повышается сознательность спортсменов и медиков в отношении профилактики травм.
Исследование, проведенное Ms. Christine Zona, обнаружило, что для повышения качества танцевания профессиональные танцоры используют целый ряд практик. Причем 33% опрошенных осуществляли работу с весами, а 26% использовали пилатес. 36% тренировались три дня в неделю и чаще.
Тренировочные практики типа пилатеса и поднятия тяжестей общи для атлетов всех типов. Конечно, усилия, требующиеся от танцоров во время танца, могут быть не такими мощными, как в теннисе или беге, но суть одна: везде нужны правильная техника, хорошая биомеханика (способ движения, основанный на характере анатомических структур, строении тела) и риск использования травмированных частей тела играет огромную роль.
Все три элемента взаимосвязаны: когда правильная техника имеет под собой основу из хорошей биомеханики, риск травмы сокращается. Если мы добавляем к этим трем элементам еще и весовую подготовку или пилатес, то риск травмы сокращается значительнее, а качество техники и биомеханики повышаются.
Разве не разумно? Как часто мы слышим слова «найди свой центр», «веди от центра», центр… центр… центр! Ваш центр – ваше главное место, все, что происходит, происходит из центра. Понаблюдайте за любым элитным атлетом – вы обнаружите, что он действует из центра, интуитивно, не называя его. Вместо слова «центр» атлеты используют сочетание «атлетическая осанка, поза». Благодаря этой осанке вы можете быстро действовать в любом направлении, а что есть танец, как не многонаправленный спорт?
Большинство травм спины, шеи и коленей случаются по вине плохой атлетической осанки или/и слабости центра. Развитие хорошей атлетической осанки и укрепление внутренних мышц тела для ее поддержания разрешает проблему травматичности.
Если вы уже включили тренировки глубинных мышц в свою танцевальную программу – замечательно, если нет, чего вы ждете? Выбирая человека, который будет вас инструктировать, помните, что он должен понимать суть такой тренировки и атлетической осанки. Как уже упоминалось, тренировка должна быть многонаправленной. И хорошая программа тренировки внутренних мышц обязательно включает в себя проприоцепцию.
Проприоцепция – это то, как наше тело реагирует на окружающее пространство. Реакции тела связаны с равновесием и координацией (что очень важно для танца). Проприоцепторы – это нервные окончания, в больших количествах расположенные в теле, особенно в руках/кистях и ногах/ступнях. Когда мы двигаемся, эти рецепторы взаимодействуют с суставными стабилизаторами (постуральными мышцами) для производства устойчивого движения. Чтобы движение было быстрым и эффективным, проприоцепторы можно и нужно тренировать. В действительности этот тип тренировки обязателен в случае с травмами ног. Повторяющиеся травмы приводят к сбоям в работе проприоцепторов. Все мы, танцоры, знаем людей со «слабыми» лодыжками, которые то и дело травмируются. Зачастую так происходит из-за неэффективной посттравматической реабилитации, в ходе которой не были проведены проприоцептивные тренировки.
Стремитесь ли вы к победам или же просто хотите поддерживать форму, я гарантирую, что развитие атлетической осанки и сильной мускульной сердцевины тела обеспечит вам замечательные результаты. Выступая, вы будете чувствовать себя сильнее, производить более «легкое» впечатление и существенно понизите риск травм.
Подробнее о проприоцепции (отрывок из книги Мирки Кнастер «Мудрость тела»):
«Каждый из нас знает пять чувств – зрение, обоняние, слух, вкус и осязание. Но мы познаем мир и через различные внутренние ощущения, создаваемые проприоцептивной системой (проприоцепция буквально означает «восприятие себя»). Через эту систему мы воспринимаем стимулы, вырабатываемые телом, а не запахи, звуки и цвет, что поступают извне. Когда мы чувствуем себя изнутри, мы знаем, когда есть и пить, а когда закончить есть и пить, когда охладиться или согреться и так далее. Внутренние органы, или внутренности, питают нас информацией – например, мы чувствуем полноту, пустоту, натяжение, сжатие, давление.
Органы чувства равновесия и положения в пространстве играют огромную роль в том, как мы движемся. Кинестезия по-гречески означает «восприятие движения». Кинестетические рецепторы – это сенсорные рецепторы, информирующие мозг о том, какого вида движение происходит в разных частях тела: что ноги двигаются, и насколько далеко и быстро, что голова повернута, что руки за спиной, что мы поднимаем, натягиваем или нажимаем, сохраняем равновесие. Например, специальная структура в мышцах скелета сообщает о длине мышц, поэтому мы знаем, как они движутся. Комплексы Гольджи (клеточные органеллы) в сухожилиях определяют мышечное усилие и натяжение сухожилий. Рецепторы суставов отражают силу сжатия суставов.
Без кинестезии различные группы мышц, необходимые при ходьбе, не смогли бы взаимодействовать. Мышцы послали бы ноги в одном направлении, а туловище – в другом. Мы не смогли бы контролировать движения и скорее всего качались, подергивались и часто падали. Проприоцепция дает нам координацию во времени и пространстве и отражает каждое движение. Именно она позволяет превосходным машинисткам и первоклассным музыкантам вслепую ставить пальцы точно в нужное место и с правильным давлением. Она дает возможность приспособить мышечные усилия к конкретной насущной задаче. Иначе, когда вы наклоняетесь, чтобы поднять пакет, вы напрягаете больше мышц, чем нужно для этой работы. Или же напряжения недостаточно, и вы сгибаетесь под неожиданным весом. В обоих случаях вы скорее всего причините себе боль».
iDance: Очевидно, что проприоцепция чрезвычайно важна для танцора, успех которого зависит от того, как он двигается – с какой адекватностью, как точно, как эффектно. Поэтому проприоцептивное чувство необходимо тренировать. Как?
Мирка Кнастер выделяет несколько методик:
— метод Пилатеса
— техника Алекзандера
— эвтония Герды Алекзандер
— метод Фельденкрайза
К сожалению, нам не удалось найти ни одного места, где бы обучали второй и третьей методике из списка. Но две оставшиеся доступны.
Пилатес — здесь
Метод Фельденкрайза – здесь
Учитесь воспринимать себя и танцуйте лучше!